Общая информация
Отрасль разработки игр (GameDev) активно развивается и уже сейчас остро нуждается в специалистах разного профиля. Необходимы не только те, кто занимается написанием кода, но и художественной подготовкой, менеджментом, а также контролем качества. Игровая индустрия тесно связано с другими сферами нашей жизни, поэтому полученные здесь навыки пригодятся практически в любом современном технологическом направлении. Содержание профиля "Разработка игра" в ШТЛ разработано по образцу финальных испытаний Национальной технологической олимпиады (НТО) и НТО Junior.
5-7 классы
Программное обеспечение:
Scratch Desktop (Scratch 3) - визуально-блочная событийно-ориентированная среда программирования, созданная для детей и подростков.
Ожидаемый результат:
создание 2D-игры на определённую тему в заданном жанре в соответствии с требованиями конкурсного задания.
Роли в команде:
геймдизайнер - проектирует правила и структуру игры, координирует работу команды, готовит презентацию проекта;
художник - создаёт спрайты, костюмы и фоны, экспортирует их для загрузки в основную программу;
программист - работает с основной программой: создаёт скрипты, импортирует графику, тестирует игру;
Другие соревнования по этому направлению:
НТО Junior (профиль "Технологии и компьютерные игры").
Ресурсы для подготовки:
https://scratch.mit.edu/ - cайт проекта Scratch: онлайн-платформа, примеры работ, руководства;
https://younglinux.info/scratch/ - курс "Программирование в Scratch" на сайте "Лаборатория линуксоида".
Конкурсные задания прошлых лет:
ШТЛ 2022-23: создать в программе Scratch Desktop 2D-игру в жанре квест, содержащую минимум 3 уровня (сцены) и 5 спрайтов.
ШТЛ 2023-24: Создать в программе Scratch Desktop 2D-игру, в которой: главный герой путешествует в прошлое и будущее с помощью машины времени, должен набирать очки, выполняя различные задания и терять очки здоровья при столкновении с препятствиями и/или врагами; при наборе определённого количества очков на одном уровне осуществляется переход на следующий уровень с другим фоном и другим игровым заданием; все спрайты (не менее 5) и фоны (не менее 3) созданы самостоятельно с помощью одного из встроенных в Scratch графических редакторов (растрового или векторного).
ШТЛ 2024-25: Создать в программе Scratch Desktop 2D-игру, в которой: главный герой уворачивается от падающих сверху объектов; главный герой теряет очки здоровья при соприкосновении с падающим объектом; при полной потере очков здоровья игра завершается проигрышем, и появляется соответствующая заставка; при сохранении очков здоровья больше нуля после падения 15 объектов игра завершается победой и появляется соответствующая заставка; все спрайты (не менее 5) и фоны (не менее 3) созданы самостоятельно с помощью одного из встроенных в Scratch графических редакторов (растрового или векторного). Бонусные задания: среди падающих объектов есть прибавляющие очки здоровья; главный герой может стрелять и уничтожать падающие объекты.
8-11 классы
Программное обеспечение:
Godot - открытый кроссплатформенный 2D и 3D игровой движок под лицензией MIT, который разрабатывается сообществом Godot Engine Community.
Разработку можно вести на Linux, Windows, MacOS и в WEB-редакторе.
Экспортировать готовые игры можно на Linux, Windows, MacOS, iOS, Android, HTML5.
Blender - профессиональное свободное и открытое программное обеспечение для создания трёхмерной компьютерной графики, включающее в себя средства моделирования, скульптинга, анимации, симуляции, рендеринга, постобработки и монтажа видео со звуком. В настоящее время пользуется большой популярностью среди бесплатных 3D-редакторов в связи с его быстрым стабильным развитием и технической поддержкой. Blender является кроссплатформенным и одинаково хорошо работает на компьютерах Linux, Windows и Macintosh.
Ожидаемый результат:
создание 3D-игры на определённую тему в заданном жанре в соответствии с требованиями конкурсного задания.
Роли в команде:
геймдизайнер - проектирует правила и структуру игры, координирует работу команды, готовит презентацию проекта;
художник - создаёт 3D-объекты в программе Blender, экспортирует их для загрузки в основную программу;
программист - работает в программе Godot: создаёт скрипты, импортирует 3D-объекты, тестирует игру.
Другие соревнования по этому направлению:
НТО (профиль "Разработка компьютерных игр", "Технологии виртуальной реальности");
Молодые профессионалы (компетенция "Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений");
Молодые профессионалы (компетенция "3D Моделирование для компьютерных игр").
Ресурсы для подготовки:
https://godotengine.org/ - Сайт Godot Engine: видео и текстовые уроки, документация, скачивание Godot;
https://younglinux.info/blender/course - курс "Введение в Blender. Курс для начинающих"
на сайте "Лаборатория линуксоида";
https://videoinfographica.com/blender-tutorials/ - 172 бесплатных уроков,
которые записаны специально для начинающих дизайнеров. С этим запасом учебного материала вы сможете создавать трёхмерные сцены и даже макеты дизайна интерьера.
Уроки 3d-дизайна выложены поэтапно — от создания базовых фигур до финальных штрихов с освещением и эффектами.
Конкурсные задания прошлых лет:
ШТЛ 2022-23: cоздать в программе Godot 3D-игру, содержащую минимум 3 объекта, один из которых может перемещаться по сцене и взаимодействовать с другими объектами, хотя бы один объект должен быть создан в программе Blender.
ШТЛ 2023-24: создать в программе Godot 3D-игру, в которой: главный герой должен перемещаться по сцене и набирать очки, собирая предметы; при столкновении главного героя с препятствием или врагом появляется заставка «Игра окончена»; хотя бы два объекта сцены должны быть созданы в программе Blender.
ШТЛ 2024-25: создать в программе Godot 3D-игру, в которой: игрок должен перемещаться в 3D-лабиринте и искать спрятанный в нём объект; спрятанный в 3D-лабиринте объект должен быть создан в программе Blender. Бонусные задания: начале игры запускается таймер; при нахождении спрятанного предмета таймер останавливается; при нахождении спрятанного предмета появляется заставка победы; если время на таймере вышло и предмет не найден – появляется заставка поражения.